Из-за тяжелых батарей эксплуатация электромобилей отличается от аналогов с двигателями внутреннего сгорания. Это отражается на управлении, ходовых характеристиках. Поэтому для безопасной езды на электрокарах нужны специальные шины. Резина для автомобилей с ДВС не подойдет по многим причинам. Их нужно рассмотреть, чтобы знать, какие покрышки выбрать для электромобилей.
Шины для электромобилей и гибридов
Не путайте покрышки для моделей с гибридной силовой установкой (двигатель работает в паре с электрическим приводом) и электрокаров. У них отличаются свойства и характеристики.
Гибриды ездят в основном на бензиновом двигателе. Электрический привод выполняет вспомогательную функцию. Поэтому нет необходимости в установки тяжелых, энергоемких батарей. Это снижает вес автомобиля и нагрузку на шины во время движения, торможения. Поэтому на гибриды устанавливаются покрышки, не обладающие повышенной устойчивостью к нагрузкам.
Лучшее сцепление с дорожным покрытием
Большая масса электромобилей осложняет их остановку из-за инерции. Для решения этой проблемы используются узкие дренажные канавки. Сокращает тормозной путь использование эластичных мультиполимеров. Такой же эффект дают самоблокирующиеся ламели. Для улучшения сцепления с дорогой используются и такие решения, как:
- усиленный арамидный шнур;
- сплошные блоки протектора;
- узкие окружные каналы.
Одно из распространенных решений – жесткие и широкие центральные ребра. С их помощью предупреждается проскальзывание, компенсируется увеличение крутящего момента.
Увеличение запаса хода
Инфраструктура для электрокаров развита недостаточно. Зарядные станции установлены не на каждой заправке, поэтому важную роль играет запас хода. Каждые 10 км повышают шанс найти источник энергии для подзарядки батарей.
Для увеличения запаса хода для электрокаров выпускают покрышки со сниженным коэффициентом сопротивления качению. Некоторые модели увеличивают этот показатель до 60 км.
Сопротивление качению достигается за счет повышения аэродинамических свойств покрышек. У них узкая беговая дорожка. За счет этого снижается сопротивление встречному воздушному потоку во время езды. Повышенное содержание в резиновой смеси кремнезема, уменьшение веса покрышки также снижает сопротивление качению.
Повышенная износостойкость
У электромобилей высокий крутящий момент, поэтому при наборе скорости покрышки подвергаются высокой нагрузке, что ускоряет износ. Если использовать шины для автомобилей с бензиновым или дизельным двигателем, то их ресурс сократится на 30%.
Для повышения износостойкости производители используют специальные смеси на основе кремнезема, полимеров, смол. Это улучшает устойчивость к нагрузке, трению. Также используются следующие решения:
- усиленные плечевые зоны;
- плоский профиль;
- усиленный каркас.
Для повышения износостойкости производители шин для электрокаров постоянно оптимизируют рисунок протектора. При этом они стремятся сохранить эффективность торможения.
Низкий уровень шума
Электрокары ездят бесшумно, поэтому производители уделяют особое внимание этому аспекту при разработке покрышек для них, так как мощные элементы протекторов шин для моделей с ДВС на скорости издают сильный гул. Производители покрышек провели исследования, которые показали, что протектор создает от 30% до 40% шума, проникающего в салон автомобиля снаружи.
Для снижения шума используются специальные вставки, разрабатывается беговые дорожки, состоящие из элементов нестандартной формы и размера. Некоторые производители на внутренней стороне шин размещают слой полиуретана. Другие отдают предпочтение материалам с пористой структурой, которые эффективно поглощают звук.
Экологический аспект
Производители электромобилей делают упор на снижение нагрузки на окружающую среду. Это касается и шин. Пониженный коэффициент сопротивления качению увеличивает запас хода, интервал между зарядками, экономит энергоносители, что соответствует «зеленой повестке».
Еще один значимый аспект – износостойкость. Чем дольше эксплуатируются покрышки, тем реже их выбрасывают, что также снижает нагрузку на окружающую среду. Кроме того, они под воздействием температуры выделяют токсичные соединения, что требует создания определенных условий хранения перед утилизацией.
Цена
Улучшение характеристик требует дополнительных затрат. Поэтому шины для электромобилей стоят дороже, чем для машин с двигателями внутреннего сгорания. К удорожанию приводит работы по улучшению рисунков протекторов, использование износостойких, экологичных материалов, дополнительных слоев. Но высокая цена компенсируется устойчивостью к нагрузкам, что снижает частоту смены резины, сокращает расходы.
Как выбрать шины для электромобилей
При выборе покрышек для электромобилей обращайте внимание на маркировку. О способности выдерживать высокую нагрузку сообщит обозначение HL, что означает High Load, переводится как «высокая нагрузка». Это буквенное обозначение находится перед размером. Покрышки с ним отличаются износостойкостью, повышают управляемость. На то, что шины произведены для автомобилей на электричестве, указывают буквы EV. О низкой шумности сообщает надпись Silent.
Нужно учитывать, что производители шин выпускают модели, которые могут устанавливаться на электрокары и автомобили с ДВС. Единого стандарта маркировки таких покрышек пока нет, поэтому каждая компания использует собственное обозначение.
Для электромобилей не выпускают широкие шины, так как они повышают сопротивление качению. Поэтому покупайте для электрокара покрышки с узкой беговой дорожкой.
Возможна установка покрышек с усиленными боковинами для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на электрокары. В этом случае нужно понимать, что снизится запас хода, шины придется чаще менять из-за быстрого износа. Но такая резина обеспечит управляемость на высокой скорости.
При выборе зимних шин для электрокаров обратите внимание на технологии, которые использовались при их изготовлении. Модели со сдвоенными блоками, большим количеством сцепных кромок отличаются устойчивостью на обледенелой дороге. Такой же эффект дает добавление специальных частиц в компаунд или резиновую смесь.
У зимних шин, у которых повышена прочность боковин, низкий показатель шумности и сопротивления качению. Направленный протектор с расширяющимися канавками улучшает сцепление с мокрой дорогой. Шины с таким рисунком подходят для мягких или европейских зим. Двойная шиповка обеспечивает устойчивость электромобиля на льду.
Для езды в сильные морозы рекомендуется покупать модели с поверхностью боковин AeroFlex. Это вспененный синтетический каучук с закрытой ячеистой структурой. Он сохраняет эластичность даже при температуре -57⁰ C. Еще один плюс материала – эффективное гашение вибрации.
Также в производстве зимних шин для электромобилей используется технология Multicell. Ее суть заключается в том, что на поверхности протектора находятся множество мелких пузырьков, которые улучшают контакт с дорогой.
Перед выбором шин для электромобиля изучите информацию о моделях. Обратите внимание на данные испытаний, перечень и особенности технологий, которые реализованы при производстве.