Развивается недостаточное сцепление с дорогой, из-за чего управляемость автотранспортного средства становится недостаточно. Неправильный показатель ведет к раннему и асимметричному износу протектора. Продолжительность службы шин снижается. Повышается расход топлива. Кроме того, шины с неправильным давлением становятся более уязвимыми к перегреву и разрыву, особенно на высоких скоростях или под большой нагрузкой.
Что же нужно знать о давлении в шинах.
Рекомендуемое или нормативное давление в шинах: каким оно должно быть
Рекомендуемое давление опирается на несколько характеристик и параметров, которые нужно учитывать.
Что рекомендует производитель
Производители авто и шин дают четкие рекомендации по рациональному показателю давления для каждой модели машины. Следовать рекомендациям производителя нужно, чтобы повысить срок службы шин и улучшить управляемость автомобиля.
Что нужно знать об измерении давления
Давление в шинах измеряется в барах (обозначается как бар) или фунтах на квадратный дюйм (psi). Для точного измерения необходимо использовать качественный манометр. Лучше всего цифровой, он более точен. Стандартное давление зависит от типа и нагрузки на автомобиль, сезона и дорожных условий. Измерять давление следует на холодных шинах для получения наиболее точных данных. Проводить проверки рекомендуется на регулярной основе. Как минимум раз в месяц, а также перед длительными, дальними поездками.
Как недостаточное давление сказывается на состоянии шин: подробнее о вопросе
Есть несколько проблем, которые возникают, если давление в шинах недостаточное.
Уменьшение сцепления с дорогой
Недостаточное давление в шинах приводит к деформации их профиля. Площадь контакта шины с дорогой резко снижается. Это отрицательно сказывается на сцеплении. Способность автомобиля к экстренному торможению падает, вероятность аварий увеличивается. Особенно это опасно в непогоду, дождливых и снежных условиях, когда сцепление с дорогой критично важно для обеспечения безопасности.
Чрезмерный износ шин
Шины, давление в которых не соответствует нормативам, изнашиваются быстрее. Кроме того, происходит это неравномерно. Из-за увеличения площади контакта с дорогой, центр протектора изнашивается меньше, чем боковые части. Шины приходится менять чаще. Расходы на новые комплектующие (или на ремонт) существенно увеличивается.
Повышенный расход бензина или иного топлива
Недостаточное давление в шинах увеличивает сопротивление движению. Расходы топлива увеличиваются. Порой существенно. Особенно это заметно при перемещении на большие расстояния. Как показывает практика, даже небольшое отклонение от нормы увеличивает потребление топлива на 3-5%. При длительной эксплуатации транспортного средства расходы становятся значительными.
Риски перегрева и возможного разрыва шины
Шины с низким давлением подвержены большему перегреву из-за трения и деформации. На высокой скорости шины могут просто порваться. Перегрев вызывает разрушение структурных элементов шины. Вероятность аварии растет.
Влияние избыточного давления
Чрезмерное давление в шинах ничуть не лучше. Возникают проблемы, но уже иного характера.
Снижение комфорта езды
При избыточном давлении ухудшается амортизационная способность шины. Езда становится жесткой и некомфортной. Водитель и пассажиры начинают ощущать каждую неровность и выбоину на дороге. Поездка превращается в испытание. Кроме того, такие условия повышают нагрузку на подвеску автомобиля. Отсюда преждевременный износ компонентов самого транспортного средства.
Повышенный риск повреждений
Перекаченные шины становятся жесткими и негибкими. При наезде на дорожные препятствия, такие как камни или ямы, велика вероятность повреждений. Увеличивается риск повреждений протектора или даже разрыва боковины. Это очень опасно, может привести к внезапной потере управляемости автомобилем.
Неравномерный износ протектора
Избыточное давление в шинах приводит к тому, что центральная часть протектора изнашивается быстрее, чем боковые поверхности. Срок службы шины уменьшается, замена требуется раньше срока, заложенного производителем. Неравномерный износ ухудшает сцепление с дорогой и может стать причиной потери контроля над автомобилем в сложных дорожных условиях.
Методы контроля давления в шинах
Давление в шинах нужно контролировать. Действовать следует грамотно. Как же именно проводить регулярный контроль.
Визуальная проверка
Визуальная проверка не самый точный метод контроля. Однако она необходима. Помогает выявить серьезные отклонения. Водители должны регулярно осматривать шины на предмет видимых повреждений, таких как вмятины, разрывы или необычные износы протектора. Визуально определить точное давление в шинах невозможно, поэтому этот метод всего лишь один из нескольких. Его нужно дополнять иными.
Использование манометров
Манометр представляют собой простой и точный инструмент для измерения давления в шинах. Рекомендуется использовать цифровые или аналоговые манометры высокого качества для получения наиболее точных показателей. Измерять давление следует на холодных шинах, так как при нагреве (например, после поездки) давление может увеличиваться. Не миновать погрешности. Порой очень большой.
Современные системы мониторинга давления (TPMS)
Современные автомобили чаще всего оснащены системами мониторинга давления в шинах (так называемыми TPMS), которые автоматически контролируют давление и предупреждают водителя о любых отклонениях от нормы. Они ориентируются на прямые или косвенные данные (например, определение давления по скорости вращения колеса). TPMS значительно повышает уровень безопасности и удобства, так как водитель всегда информирован о состоянии давления в шинах и может вовремя среагировать.
Периодичность проверки и корректировки давления
Специалисты рекомендуют проверять давление в шинах как минимум раз в месяц. Если планируется дальняя поездка — вне плана, здесь и сейчас. Также не стоит забывать о запасных шинах, на случай повреждения. Систематическая проверка позволяет предотвратить нежелательные последствия. После замены, покупки и установки новых шин, давление также изменяют сразу.
Большую роль играют сезонные температурные изменения. При понижении температуры окружающей среды давление в шинах падает, а с ее повышением — увеличивается. Рекомендуется учитывать этот фактор и корректировать давление соответственно. При наступлении холодной погоды стоит проверить давление и при необходимости подкачать шины. На каждые 10 градусов снижения температуры приходится 0.1 бар (1.45 psi) падения показателя давления в шинах. То же самое касается и повышения температуры воздуха: при потеплении следует выпустить немного воздуха, чтобы поддерживать рекомендованное производителем давление.