Аккуратная езда в таком случае – не панацея, с проколом зачастую сталкиваются даже самые осторожные водители, строго соблюдающие ПДД и внимательно следящие за дорожной обстановкой. Для снижения рисков была разработана специальная технология, RunFlat. В чем ее особенности? Как именно она помогает избежать ДТП?
Общее понятие
Технология RunFlat стала настоящей революцией в шинном производстве. Прокол перестает быть серьезной проблемой, резкое изменение формы при потере давления исключено, транспортное средство не норовит уйти с изначальной траектории, вылететь на встречную полосу вне зависимости от скорости и вектора движения.
Основная особенность шины – армированные боковины, благодаря которым она сохраняет базовую конфигурацию при разгерметизации. Проще говоря, прокол не приводит к тому, что колесо резко спускает и автомобиль продолжает поездку с опорой на обод, резина продолжает выполнять свои функции. Покрышка остается работоспособной на дистанции от 50 до 150 километров, в зависимости от модификации и марки резины, погодных условий, массы снаряженного транспортного средства. Этого вполне достаточно, чтобы добраться до гаража или шиномонтажной мастерской. Единственное ограничение – максимальная скорость, лучше руководствоваться правилом “тише едешь – дальше будешь” и не разгоняться быстрее 80 километров в час.
Конструктивные особенности
Если сравнить стандартную покрышку с RunFlat-аналогом, отличия последней выглядят следующим образом:
-
Жесткие боковые части. Именно они принимают на себя массу транспортного средства, если давление падает вплоть до нулевой отметки.
-
Металлический корд увеличенной жесткости и дополнительные несущие слои.
-
Особый профиль боковых плоскостей.
-
Модифицированная резиновая смесь, рассчитанная на высокие термические нагрузки. При проколе колесо подвергается дополнительному трению и, следовательно, значительному нагреву. Обычная резина с такими нагрузками не справится, усовершенствованная – без проблем.
Поведение покрышки при проколе
При проколе обычной покрышки события разворачиваются по следующему сценарию:
-
Быстрая потеря давления, колесо сдувается и теряет форму.
-
Сползание резины с обода.
-
Повреждение диска из-за прямого контакта с асфальтом.
Все это может сопровождаться потерей управления, срывом в неконтролируемый занос. Случается, что резина слетает с диска и становится угрозой уже для других участников дорожного движения. Продолжать поездку на спущенном колесе нельзя даже на малой скорости, требуется остановка с заменой или вызов эвакуатора.
С RunFlat-аналогом все куда спокойнее и проще. Даже при разгерметизации жесткие борта позволяют колесу сохранять изначальную конфигурацию, эффективно выполняют опорные функции, площадь пятна контакта с асфальтом не меняется, исключены деформации даже в крутых и затяжных поворотах, при условии соблюдения рекомендованного производителем скоростного режима. В общем, прокол из серьезной проблемы превращается в мелкую неприятность. Придется немного скорректировать планы и маршрут, но о критических последствиях речь не идет.
Классификация
Шины RunFlat представлены несколькими классами:
-
Жесткие. Наиболее распространенные решения, конструкция которых представлена выше. Несущие функции выполняют армированные боковые плоскости.
-
Регенерирующие. Самые технологичные, не просто обеспечивающие точность управления и внушительный запас хода при проколе, но и способные самостоятельно затягивать повреждения при выпадении элемента, приведшего к их образованию, например, гвоздя или шурупа. Внутри находится дополнительный слой вязкого материала, проникающего в отверстие, заполняющего его. Эффективная герметизация достигается, если диаметр прокола не превышает 5-6 миллиметров.
-
Поддерживающие. Укомплектованы вспомогательным кольцом, расположенным с внутренней стороны. Его задача – исключение прямого контакта диска с дорожным покрытием. В последнее время такие модели почти не встречаются, принадлежат к категории первых разработок, производители перешли на выпуск более совершенных аналогов.
Преимущества
Достоинства покрышек RunFlat выглядят следующим образом:
-
Возможность безопасно продолжить поездку при проколе, не тратить время на остановку и замену, не столкнуться с риском потери управления, увеличения тормозного пути, стремления автомобиля уйти с траектории в крутом повороте. Лучшие модели позволяют преодолеть 150 километров, главное – не превышать указанную скорость, как правило, речь идет о 80 километрах в час. В сложных условиях, в сильный дождь, при обледенении дорожного полотна, снежный накат, лучше перестраховаться и замедлиться до 50.
-
Возможность отказа от запасного колеса. Необходимость в нем пропадает, так что удастся разгрузить багажник, снизить общую массу транспортного средства и, соответственно, топливный расход.
-
Снижение расходов в случае прокола. Запасное колесо обойдется в приличную сумму, а уж об эвакуации с загородной трассы и говорить не приходится – хорошо, если удастся обойтись несколькими тысячами рублей.
К вопросу о недостатках
Минусов у таких шин немало, однако, все они достаточно условны. Например, цена, которая примерно на 20-30 процентов выше, чем у стандартных аналогов, компенсируется безопасностью, отказом от запасного колеса, потенциальной экономией на вызове эвакуатора. Другие негативные моменты выглядят так:
-
Необходимость оснащения автомобиля датчиками давления в шинах. Водитель может не почувствовать прокол, но датчики обязательно зафиксируют разгерметизацию, что позволит своевременно среагировать на ситуацию, сбросить скорость, отказаться от резких маневров. Многие транспортные средства по умолчанию комплектуются такими системами, например, TPMS, RDC, RPA.
-
Усиленная конструкция шин делает их жестче и тяжелее, что несколько ухудшает управляемость, увеличивает топливный расход, уровень шума и нагрузку на ходовую. Практика, впрочем, показывает, что о каких-то серьезных изменениях речи нет, многие водители вообще не согласны с таким утверждением.
-
Низкая ремонтопригодность. Из-за особого состава, жесткости, температурной стойкости резиновой смеси не так-то просто заделать повреждение, в особенности, если оно находится на боковине или протекторе. Впрочем, умельцы уже придумали эффективные способы ремонта, да и повредить колесо непросто.
-
Сложности в установке и демонтаже. Особая форма боковины не дает использовать обычное шиномонтажное оборудование, необходимы специальные станки или, как минимум, “фирменные разработки” от специалистов конкретной мастерской. Казалось бы, это неоспоримый минус, но в более-менее крупных городах почти все сервисы работают с RunFlat. Никто не хочет терять клиентов, а количество водителей, предпочитающих такие покрышки, стабильно растет.
Как не ошибиться в выборе?
В целом, процесс покупки таких покрышек идентичен стандартным. Нужно руководствоваться радиусом, типом протектора, спецификацией, в категории RunFlat можно найти как обычные летние шины, так и дождевые, внедорожные, зимние, укомплектованные шипами. Не лишне оценить скоростной режим, запас хода после прокола и другие характеристики, определяющие правила эксплуатации.
Если говорить о производителях, то RunFlat присутствуют в каталогах большинства крупных марок, но каждый бренд использует собственные аббревиатуры. Например, Continental использует аббревиатуру SSR, “Self-Supporting Runflat”, Kumho – XPR, “eXtended Runflat Performance”, а Yokohama – ZPR, “Zero Pressure System”.