Что такое Treadwear?
Коэффициент износостойкости в 1978 году введен NHTSA, американским агентством дорожной безопасности. Именно эксперты этого ведомства предложили оценивать покрышки по их сопротивляемости механическому износу, термическим нагрузкам, способности сохранять хорошее сцепление с дорожным покрытием даже при деградации протектора.
За эталон принято значение в 100 единиц, а коэффициент, характерный для конкретной модели, удается установить в процессе испытаний, он может быть как ниже, так и выше сотни. Нужно учитывать, что такие тесты обязательны только для продукции, официально представленной в США, либо выпущенной местными производителями, так что маркировка встречается не всегда. Неактуальны они и для некоторых модификаций, например, для шин меньше 12 дюймов, запасных или специализированных, эксплуатация которых допустима исключительно на прицепах.
Как проводится оценка?
Колонна, сформированная четверкой автомобилей, должна многократно проехать по особому маршруту в штате Техас, чтобы общий пробег составил 11520 километров. Столь необычный подход объясняется тем, что этот маршрут – не простой, а специализированный, состояние дорожного полотна строго контролируется уже упомянутой NHTSA, организацией, которая и ввела термин Treadwear.
После каждых 640 километров эксперты проверяют остаточную глубину протектора и давление. Первой, в идеале, должна износиться контрольная покрышка с коэффициентом в 100 единиц. Если испытуемая покрышка получила индекс “200”, можно сделать вывод, что она смогла пройти вдвое большее расстояние, “600” – в 6 раз большее.
Классификация
С точки зрения износостойкости, шины можно представить тремя основными категориями:
-
Спортивные. 140-200 единиц. Да, это очень мало, однако, от спортивных запчастей и расходников требуется не долговечность, а производительность, эффективность, позволяющая демонстрировать гонщику отличные результаты. При производстве покрышек применяются мягкие резиновые смеси с ограниченным ресурсом, но с максимальным сцеплением. Автомобиль едет “как по рельсам”, уверенно выполняет маневры, не норовит уйти с траектории, удается на 100% раскрыть потенциал двигателя, не расходовать крутящий момент на пробуксовку.
-
Универсальные. Около 300 единиц. Шины, сбалансированные по износостойкости и коэффициенту сцепления. Хороший вариант для автомобилей, укомплектованных мощными моторами, водителей, регулярно совершающих поездки по магистралям, где можно ехать 110 и больше километров в час. Даже на высокой скорости автомобиль ведет себя послушно, не возникает сложностей с управлением, тормозной путь не увеличивается.
-
Экологичные. 500, 600 и даже больше единиц. Максимально устойчивые к износу шины, некоторые модели легко пройдут не одну сотню тысяч километров. Неудивительно, что именно их предпочитают водители, использующие автомобиль как инструмент для заработка, например, таксисты или курьеры. Нужно учитывать, что акцент в сторону износостойкости сказывается на сцеплении, на таких шинах лучше не гонять, в особенности, в плохую погоду, на мокром асфальте.
Treadwear и реальный пробег
Согласно официальной стандартизации HTMSA, индекс в 100 единиц – это 48 тысяч километров пробега. Выглядит впечатляюще, однако, не стоит слепо доверять таким показателям, ведь достижимы они исключительно в идеальных условиях. Реальный пробег значительно снижается из-за следующих факторов:
-
Агрессивная манера езды. Резкие торможения, старты “с визгом колес”, частые перестроения – все это приводит к дополнительным механическим, температурным нагрузкам, разрушающим не только протектор, но и боковые части. Чем спокойнее езда – тем дольше служит резина, это аксиома.
-
Неправильное давление. Накачивать колеса нужно в соответствии с рекомендациями производителя, с поправками на массу транспортного средства, уличную температуру. Чрезмерное давление, равно как и недостаточное, приводит к снижению эксплуатационного ресурса.
-
Регулярные поездки с полным багажником. Вся масса транспортного средства приходится именно на покрышки, так что не стоит удивляться их раннему износу из-за частых перегрузок.
-
Маршруты по дорогам низкого качества. Кочки, ямы, ухабы, дороги с абразивным асфальтом, грунтовыми или гравийными покрытиями – все это серьезные испытания для резины.
-
Неправильное хранение. Шины вне эксплуатационного сезона лучше хранить в теплом гараже или, в идеале, в оборудованном сервисном центре, многие организации предлагают такую услугу. С дисками шины укладываются в стопки, без них – ставятся вертикально. Недопустим контакт с агрессивными химическими жидкостями, нефтепродуктами, воздействие выраженных низких или высоких температур.
В общем, реальные цифры оказываются, в среднем, в полтора раза ниже идеальных. Например, если коэффициент износостойкости говорит о потенциальных 48 тысячах пробега, то лучше не ждать чуда, а сразу рассчитывать на 30-35.
Подведение итогов
Индекс износостойкости – параметр, который нельзя игнорировать при подборе покрышек. Любителям скоростной езды, не желающим идти на компромиссы, рекомендуются шины с индексом 150-200, поклонникам бездорожья, курьерам или таксистам, для которых важна не скорость, а долговечность и надежность – 500 и выше. Самый универсальный вариант, подходящий как для города, так и междугородней магистрали – шины с Treadwear около 350, такая резина позволяет довольно уверенно чувствовать себя на скорости и в 80, и в 120 километров в час.