Шины представлены множеством классов, различны по составу резиновой смеси, конструктивному исполнению, протектору. Как правильно сориентироваться в разнообразии? Как подобрать протектор? Как установить шины, чтобы ощутить все их преимущества?
Общее понятие
Рисунок протектора – плоскость, вступающая в непосредственный контакт с дорожным покрытием. Именно он в значительной степени определяет уровень сцепления в простых и сложных условиях эксплуатации, от сухого асфальта до снежной каши или гололеда. Протектор выполнен на основе плотной резины, химически инертной, прочной, выдерживающей трение, выраженные механические нагрузки, актуальные при маневрировании транспортного средства, резких торможениях и разгонах.
Правильный выбор узора протектора обеспечит целый комплекс положительных эффектов:
- Устойчивость к аквапланированию. Канавки эффективно отводят воду из пятна контакта, что снижает риск потери управления при проезде луж, снежной каши, скопившейся на асфальте.
- Уверенное движение по любой дороге. Специальные “грязевые” покрышки значительно улучшат проходимость автомобиля, протектор уверенно схватывается даже с раскисшим грунтом, уменьшается вероятность пробуксовки.
- Сокращение тормозного пути и улучшение управляемости. Благодаря уверенному сцеплению с дорогой, автомобиль быстрее тормозит и четче выполняет команды водителя, реагирует на вращение рулевого колеса.
- Уменьшение топливного расхода. Оно достигается путем снижения сопротивления качению;
- Уменьшение уровня шума, повышение общего комфорта поездки.
Классификация протекторов
Узоры представлены четырьмя основными категориями:
- Симметричный направленный. Наиболее популярный вариант. Часто встречается на зимних покрышках. Характерная особенность – V-образная структура, благодаря которой расширяется площадь пятна контакта, достигается эффективное удаление снежной каши, размокшей грязи, воды. Небольшой минус – повышенный шум, в сравнении с ненаправленными вариантами. Во время монтажа обязательно нужно соблюдать правильность направления, оно указано стрелкой на боковой части.
- Симметричный ненаправленный. Главный плюс – универсальность, неплохие ходовые качества на большинстве дорог, от грунтовок до асфальта. Их можно посоветовать водителям, придерживающимся спокойного стиля езды, избегающих агрессивных ускорений и резких торможений. Нужно учитывать, что на мокром асфальте, на высокой скорости, такие покрышки могут потерять сцепление, защита от аквапланирования – не их сильная сторона.
- Асимметричный ненаправленный. Один из наиболее современных узоров, разработанный путем многолетних исследований, оценки степени износа различных областей покрышки. Внешняя область, на которую приходится наиболее выраженная механическая нагрузка, получила дополнительное усиление, внутренняя, отвечающая за отвод влаги и грязи – дополнительные канавки. Центральная часть сохранила жесткость, что способствует точности управления и способности сохранять траекторию вне зависимости от направления. Хороший вариант для водителей, любящих скоростную езду.
- Асимметричный направленный. Такие узоры встречаются крайне редко. Характеристики выглядят неплохо, однако, возникает масса трудностей с заменой, подбором запасного колеса, восстановлением в случае прокола. Вдобавок, производственная технология довольно сложная, что сильно увеличивает стоимость. В общем, протектор можно увидеть, как правило, не на дорогах общего пользования, а на гоночных треках или раллийных трассах.

Специализированные протекторы
Помимо универсальных, можно выделить и ряд других узоров. Например, грязевой, обозначенный как “Mud Terrain”. Визуально его легко определить по массивным грунтозацепам, обеспечивающим проходимость на пересеченной местности, грунтовой дороге, превратившейся в болото. Существуют и специальные протекторы для сильного дождя, выделяющиеся обилием канавок, способных удалить всю влагу из пятна контакта даже при движении на высокой скорости.
Изучение узора протектора
При подборе шины не лишне внимательно осмотреть рисунок, обратить внимание на конструкцию, габариты его основных элементов, у каждого из которых – своя функция:
- Центральное ребро. Нагрузка на центральную область растет вместе со скоростью. Чем жестче и крупнее центральное ребро, тем лучше автомобиль будет держать курс, траекторию, реагировать на вращение рулевого колеса.
- Поперечные диагональные борозды, разделяющие продольные канавки. Чем они многочисленнее и крупнее, тем лучше покрышка противостоит аквапланированию.
- Борозды, расположенные в крайних зонах. Они улучшают способность держать траекторию при активном маневрировании, снижают риск срыва в занос.
- Диагональные волнистые прорези. Эти элементы, называемые специалистами “самоблокирующимися ламелями”, можно увидеть на зимних покрышках. Ламели подвижны, при прямом направлении движения они раскрываются, за счет чего улучшают отвод снежной каши из пятна контакта, в поворотах – закрываются, снижают риск срыва с траектории.
- Снежные карманы. Опять же, используются они на зимних шинах, выглядят как крупные диагональные борозды, расположенные по краям. В них накапливается снег, что повышает коэффициент сцепления с заснеженной дорогой.

Правила монтажа
Чтобы реализовать все потенциальные преимущества покрышки и, в частности, ее протектора, нужно ответственно подойти к установке, руководствоваться правилами и инструкциями. Для каждого из рассмотренных ранее узоров действуют определенные правила:
- Асимметричный. Узор в правой и левый области отличается, так что при монтаже следует ориентироваться на надписи вроде “Inside”, “Outside”.
- Симметричный. Установка таких шин максимально проста. Неудивительно, узоры в левой и правой области идентичны друг другу, так что пространственное положение не имеет значения.
- Направленный. Главный ориентир – стрелка на боковой плоскости, указывающая направление вращения.
Соблюдение указанных требований обязательно, пренебрежение приведет к тому, что характеристики шины значительно снизятся. Протектор не будет обеспечивать достаточного сцепления с асфальтом, не сможет уверенно отводить из пятна контакта влагу, снег, не позволит нормально работать электронным системам транспортного средства, например, ABS и ESP. В конечном итоге это может привести к серьезному ДТП!